Джида Бурятия Ностальгия Пятница, 21 Июль 2017, 07:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Джида пгт [23]
Бурятия [11]
Городок [1]

Информ панель

Наш опрос
Время своего проживания в Джиде Вы оцениваете как...
Всего ответов: 725

Главная » Статьи » Информация » Бурятия

Нефтепровод...
Кто сыграет на трубе.
Кислов Е. В., журналист газеты «Молодежь Бурятии»

Тот восторг, который вызывает у коммунистов стремительное развитие экономики в сопредельном Китае, многим жителям Забайкалья и Дальнего Востока навевает совсем иные чувства. К полчищам легальных и нелегальных переселенцев, засилью дешевого товара и вывозу металлолома, растительного и животного сырья (подробнее в "МБ" N49 "Чайна тайны Китай-города") добавляется новая напасть. В ближайшее время, по-видимому, нам предстоит стать обширным источником сырья (а Бурятии - еще и транзитной территорией). И это не только позор для еще в недавнем прошлом великой державы, но и колоссальный экологический риск.

Зачем?

Президент РФ Владимир ПУТИН и председатель Правительства РФ Михаил КАСЬЯНОВ уже подписали целый пакет документов с Китаем о сотрудничестве в области энергетики. Еще недавно Китай разведывал и добывал нефть и газ в основном на экспорт в Японию. А поставки дешевого угля в Приморье привели к закрытию местных разрезов (теперь китайский уголь резко подорожал, а возродить добычу нелегко - вот вам и топливный кризис в Приморье). Но, по экспертным оценкам, в течение ближайших лет наш южный сосед начнет испытывать все более возрастающий дефицит энергоносителей. Естественно желание восполнить его за счет Сибири и Дальнего Востока.

Поэтому и появились грандиозные проекты по строительству высоковольт-ных линий электропередач и трубопроводов в Поднебесную. Естественно, часть нефти и газа пойдет дальше, в Южную Корею, возможно, Японию, Тайвань, Сингапур, Малайзию, которые должны стать основными инвесторами такого масштабного строительства.

О планах возведения газопровода "Ковыктинское месторождение - граница РФ" мы уже писали ("Бурятии - труба", "МБ" от 12 июля сего года). На днях в правительство Республики Бурятия поступила "Декларация о намерениях на строительство нефтепровода из России в Китай". Этот капитальный труд в пяти (!) книгах выполнен в московском ОАО "ГИПРОТРУБОПРОВОД" по заказу компании "ЮКОС".

Нефтепровод должен обеспечить выход нефти из Западной и Восточной Сибири на новое экспортное направление в сторону Китая и стран Восточной Азии. Строительство нового трубопровода предполагается от существующих нефтепроводов Омск - Иркутск и Красноярск – Иркутск, возле которых в 20 км западнее г. Ангарска проектируется строительство головной нефтеперекачивающей станции, от которой и должен начаться "черный поток на Восток". Строительство и ввод в эксплуатацию нефтепровода предполагается производить в два этапа. Уже с 2005 г. предусматривается поставлять 20 миллионов тонн нефти в год, а с 2010 г. - 30.

Где и что?

Прорабатываются два маршрута прохождения трассы: Ангарск - Чита - Дацин (2437 км, из них 644 - по Бурятии) и Ангарск - Улан-Батор - Пекин (2310 км, 448 - по Бурятии). Трубопровод по территории России планируется сооружать из стальных труб диаметром 1020 мм. Предполагается строительство 12 нефтеперекачивающих станций, из которых 7 будут иметь резервуарные баки, 3 станции защиты и дросселирования.

На территорию Бурятии нефтепровод должен прийти по трассе предполагаемого газопровода - в Торскую котловину через Тункинские гольцы. В Зун-Мурино планируется строительство нефтеперекачивающей станции.

Затем трасса выходит на водораздельную часть Хамар-Дабана. Этим уменьшаются проблемы с землеотводом и выплаты за аренду земли. Но риски возрастают! Одно дело - разлив нефти в долине, где быстрее можно и обнаружить и ликвидироватьа аварию. А на водоразделе авария может продолжаться дольше, да и нефть может попасть в истоки сразу нескольких речных систем. Более того, в водораздельной части Хамар-Дабана запланировано строительство еще двух нефтеперекачивающих станций со сей инфраструктурой (например, по шесть емкостейна каждой). Но ведь вершины тут достигают 3 тысяч метров!

Дальше трасса выходит по реке Хамней на реку Джида и идет по ее левому берегу, вдоль автодороги на Улан-Удэ. Здесь запланировано строительство двух станций защиты и дросселирования. Здесь трасса проходит по наиболее ценным сельскохозяйственным угодьям Закаменского и Джидинского районов.

По западному варианту нефтепровод в районе поселка Хоронхой преодолевает Селенгу и в районе станции Наушки уходит в Монголию. По восточному варианту еще одна нефтеперекачивающая станция строится в районе станции Джида, затем нефтепровод преодолевает Селенгу и уходит на село Мухоршибирь, где возводится еще одна нефтеперекачивающая станция.

Таких сложных трасс нефтепроводов в России еще не было. Посудите сами - при прохождении по территории Бурятии 40 км трассы находятся в зоне 9-балльных землетрясений, а 50 - 8-балльных (остальное - 7-балльных). 150 км приходится на косогорные участки. Плюс к этому - овражно-балочная эрозия, оползни, карст, мерзлотное пучение, наледи, термокаст, солифлюкция (сползание грунта при оттаивании). Трасса нефтепровода включает весь букет ночного кошмара строителя.
Еще одним элементом нефтепровода является запорная аппаратура в виде шиберных задвижек с выдвижным шпинделем, электроприводом, патрубками под приварку. На территории Бурятии предполагается установить 30 задвижек (при строительстве через Улан-Батор) или 43 (через Читу).

В основном предусмотрена подземная прокладка нефтепровода. Это позволяет меньше платить за аренду земли. Но это опаснее при авариях - теряется время на обнаружение утечки и ликвидировать ее сложнее.

Особенно впечатляет такой пункт декларации: "В случае, если на отдельных участках трассы нефтепровод расположен от населенных пунктов на расстоянии менее указанного в СниП 2.05.06-85, необходимо предусмотреть инженерные мероприятия, направленные на предотвращение возможности аварийного разлива нефти". Стало быть, в стороне от населенных пунктов разливы нефти не так уж и страшны.

Обслуживать нефтепровод должны аварийно-восстановительные бригады, располагающиеся на аварийно-восстановительных пунктах (на территории Бурятии будет один АВП при трассе через Улан-Батор или 3 - через Читу). Наблюдение за состоянием трассы и переходов будет осуществляться вертолетным транспортом с сооружением около задвижек взлетно-посадочных площадок (на территории Бурятии будет 30 или 48 ВПП в зависимости от трассы). Для капитального и текущего ремонта линейной части нефтепровода и ликвидации аварий предусмотрено сооружение пунктов размещения аварийных бригад.

К этому надо добавить радиорелейные станции, артезианские скважины, линии электропередач, водоводы и отстойники для гидроиспытаний (58 или 80), противопожарные сооружения, подъездные дороги, временные жилые городки (14 или 19), притрассовые карьеры мягкого грунта (3 или 4), насосные станции.

Природа превращается в природную среду

Что же принесет строительство нефтепровода хрупкой и ранимой природе Байкальского региона? Срезку грунта, уничтожение растительности, рытье траншей. Причем при преодолении рек и ручьев произойдут эрозия и русловые деформации. В условиях гор изменится рельеф. Помимо этого - перекрытие балок и ручьев; загрязнение строительной полосы отходами строительного производства - тросами, обрезками труб, полимерами; загрязнение атмосферы работающей техникой; беспокойство диких животных и домашнего скота. Естественно, предусмотрены различные меры для уменьшения такого воздействия. Например, строителей будут предупреждать, что браконьерничать нельзя. Цену словам мы знаем.

Участок трассы (124-255 км) проходит по Тункинскому национальному парку. Приходится вновь напоминать, что, в соответствии с Положением о Тункинском национальном парке, утвержденном на федеральном уровне, "Изъятие земель и других природных ресурсов Тункинского национального парка запрещается".

Более того: "На территории Тункинского национального парка запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: ...строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка и жизнедеятельностью населения, живущего на территории парка".

Трасса нефтепровода с двумя нефтеперекачивающими станциями "вспарывает" зону заповедного режима, эталонный участок парка, находящийся в междуречье Зун-Мурина, Хонгорула и Тумусуна. Ведь нефтепровод - вовсе не линейное сооружение. Диаметр санитарно-защитных зон двух нефтеперекачивающих станций, строительство которых запланировано здесь, определен в 2,2 км! Добавьте к этому высокогорье и скорость горных рек и вы получите запланированную катастрофу! Насколько токсична нефть, вряд ли стоит напоминать.

А ведь в эталонном участке запрещена "... всякая деятельность, кроме ограниченных научных исследований при условии сохранения существующих природных комплексов. Доступ на территорию - только с письменного разрешения администрации парка". Если здесь пройдет трасса нефтепровода, окажется уничтожен воспроизводственный участок горно-таежной фауны (хамар-дабанская раса соболя, благородный олень, северный олень, кабарга). А самое главное – теряется смысл существования самого Тункинского национального парка. Национальный парк без зоны заповедного режима не может существовать.

Так скажите прямо, что Тункинский национальный парк надо ликвидировать, чтобы вывозить газ и нефть на Восток, чтобы набивать свои карманы! Не для этого ли новая власть ликвидировала Госкомэкологию и Федеральную службу леса, чтобы никто не мешал вывезти из страны то, что еще осталось?

Но и это не все. Значительная часть трассы проходит по границе Тункинского национального парка и Снежинского заказника. Это водораздел, с которого берут начало реки, менее чем через 100 км впадающие в Байкал. При спуске в долину Джиды трасса проходит по современному вулканическому рельефу, который мог бы стать туристической "Меккой".

Восточный вариант "взламывает" еще несколько особо охраняемых природных территорий. 18 км трассы пересекает Боргойский заказник - место массового отдыха перелетных птиц со всей Северной Азии. Затем трасса проходит по границе Алтачейского федерального заказника. А 29 км трассы проходит по длинной оси Тугнуйского заказника, фактически его уничтожая, включая природно-исторический памятник Баин-Хара (разновременные погребения и пещеры с петроглифами). Даже если эти заказники будут обойдены, они попадут под влияние строительства и эксплуатации "черного потока".

А еще переходы через Селенгу, Джиду, Чикой и Хилок, неизбежное за-грязнение и замутнение воды, ущерб ихтиофауне. Вот так Россия выполняет свое обещание снизить загрязнение главной водной артерии Байкала - Селенги.

Кроме мигрени – ничего

Непонятно только, зачем эта головная боль Бурятии? Что она получит, кроме проблем? Серьезных отчислений, как и создания большого количества рабочих мест, ожидать не приходится. По аналогии с другими трубопроводами как строители, так и эксплуатационники будут приезжать работать вахтовым методом. В Бурятии специалистов подобной квалификации просто нет. Да и сырая нефть в Бурятии не применяется.

Категория: Бурятия | Добавил: Администрация (15 Октябрь 2007)
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Волобуев В.А. Курск Россия 2007 © 2017Сайт управляется системой uCoz