Тот восторг, который вызывает у коммунистов стремительное развитие экономики в сопредельном Китае, многим жителям Забайкалья и Дальнего Востока навевает совсем иные чувства. К полчищам легальных и нелегальных переселенцев, засилью дешевого товара и вывозу металлолома, растительного и животного сырья (подробнее в "МБ" N49 "Чайна тайны Китай-города") добавляется новая напасть. В ближайшее время, по-видимому, нам предстоит стать обширным источником сырья (а Бурятии - еще и транзитной территорией). И это не только позор для еще в недавнем прошлом великой державы, но и колоссальный экологический риск.
Президент РФ Владимир ПУТИН и председатель Правительства РФ Михаил КАСЬЯНОВ уже подписали целый пакет документов с Китаем о сотрудничестве в области энергетики. Еще недавно Китай разведывал и добывал нефть и газ в основном на экспорт в Японию. А поставки дешевого угля в Приморье привели к закрытию местных разрезов (теперь китайский уголь резко подорожал, а возродить добычу нелегко - вот вам и топливный кризис в Приморье). Но, по экспертным оценкам, в течение ближайших лет наш южный сосед начнет испытывать все более возрастающий дефицит энергоносителей. Естественно желание восполнить его за счет Сибири и Дальнего Востока.
Поэтому и появились грандиозные проекты по строительству высоковольт-ных линий электропередач и трубопроводов в Поднебесную. Естественно, часть нефти и газа пойдет дальше, в Южную Корею, возможно, Японию, Тайвань, Сингапур, Малайзию, которые должны стать основными инвесторами такого масштабного строительства.
О планах возведения газопровода "Ковыктинское месторождение - граница РФ" мы уже писали ("Бурятии - труба", "МБ" от 12 июля сего года). На днях в правительство Республики Бурятия поступила "Декларация о намерениях на строительство нефтепровода из России в Китай". Этот капитальный труд в пяти (!) книгах выполнен в московском ОАО "ГИПРОТРУБОПРОВОД" по заказу компании "ЮКОС".
Нефтепровод должен обеспечить выход нефти из Западной и Восточной Сибири на новое экспортное направление в сторону Китая и стран Восточной Азии. Строительство нового трубопровода предполагается от существующих нефтепроводов Омск - Иркутск и Красноярск – Иркутск, возле которых в 20 км западнее г. Ангарска проектируется строительство головной нефтеперекачивающей станции, от которой и должен начаться "черный поток на Восток". Строительство и ввод в эксплуатацию нефтепровода предполагается производить в два этапа. Уже с 2005 г. предусматривается поставлять 20 миллионов тонн нефти в год, а с 2010 г. - 30.
Прорабатываются два маршрута прохождения трассы: Ангарск - Чита - Дацин (2437 км, из них 644 - по Бурятии) и Ангарск - Улан-Батор - Пекин (2310 км, 448 - по Бурятии). Трубопровод по территории России планируется сооружать из стальных труб диаметром 1020 мм. Предполагается строительство 12 нефтеперекачивающих станций, из которых 7 будут иметь резервуарные баки, 3 станции защиты и дросселирования.
На территорию Бурятии нефтепровод должен прийти по трассе предполагаемого газопровода - в Торскую котловину через Тункинские гольцы. В Зун-Мурино планируется строительство нефтеперекачивающей станции.
Затем трасса выходит на водораздельную часть Хамар-Дабана. Этим уменьшаются проблемы с землеотводом и выплаты за аренду земли. Но риски возрастают! Одно дело - разлив нефти в долине, где быстрее можно и обнаружить и ликвидироватьа аварию. А на водоразделе авария может продолжаться дольше, да и нефть может попасть в истоки сразу нескольких речных систем. Более того, в водораздельной части Хамар-Дабана запланировано строительство еще двух нефтеперекачивающих станций со сей инфраструктурой (например, по шесть емкостейна каждой). Но ведь вершины тут достигают 3 тысяч метров!
Дальше трасса выходит по реке Хамней на реку Джида и идет по ее левому берегу, вдоль автодороги на Улан-Удэ. Здесь запланировано строительство двух станций защиты и дросселирования. Здесь трасса проходит по наиболее ценным сельскохозяйственным угодьям Закаменского и Джидинского районов.
По западному варианту нефтепровод в районе поселка Хоронхой преодолевает Селенгу и в районе станции Наушки уходит в Монголию. По восточному варианту еще одна нефтеперекачивающая станция строится в районе станции Джида, затем нефтепровод преодолевает Селенгу и уходит на село Мухоршибирь, где возводится еще одна нефтеперекачивающая станция.
Таких сложных трасс нефтепроводов в России еще не было. Посудите сами - при прохождении по территории Бурятии 40 км трассы находятся в зоне 9-балльных землетрясений, а 50 - 8-балльных (остальное - 7-балльных). 150 км приходится на косогорные участки. Плюс к этому - овражно-балочная эрозия, оползни, карст, мерзлотное пучение, наледи, термокаст, солифлюкция (сползание грунта при оттаивании). Трасса нефтепровода включает весь букет ночного кошмара строителя.
Еще одним элементом нефтепровода является запорная аппаратура в виде шиберных задвижек с выдвижным шпинделем, электроприводом, патрубками под приварку. На территории Бурятии предполагается установить 30 задвижек (при строительстве через Улан-Батор) или 43 (через Читу).
В основном предусмотрена подземная прокладка нефтепровода. Это позволяет меньше платить за аренду земли. Но это опаснее при авариях - теряется время на обнаружение утечки и ликвидировать ее сложнее.
Особенно впечатляет такой пункт декларации: "В случае, если на отдельных участках трассы нефтепровод расположен от населенных пунктов на расстоянии менее указанного в СниП 2.05.06-85, необходимо предусмотреть инженерные мероприятия, направленные на предотвращение возможности аварийного разлива нефти". Стало быть, в стороне от населенных пунктов разливы нефти не так уж и страшны.
Обслуживать нефтепровод должны аварийно-восстановительные бригады, располагающиеся на аварийно-восстановительных пунктах (на территории Бурятии будет один АВП при трассе через Улан-Батор или 3 - через Читу). Наблюдение за состоянием трассы и переходов будет осуществляться вертолетным транспортом с сооружением около задвижек взлетно-посадочных площадок (на территории Бурятии будет 30 или 48 ВПП в зависимости от трассы). Для капитального и текущего ремонта линейной части нефтепровода и ликвидации аварий предусмотрено сооружение пунктов размещения аварийных бригад.
К этому надо добавить радиорелейные станции, артезианские скважины, линии электропередач, водоводы и отстойники для гидроиспытаний (58 или 80), противопожарные сооружения, подъездные дороги, временные жилые городки (14 или 19), притрассовые карьеры мягкого грунта (3 или 4), насосные станции.
Что же принесет строительство нефтепровода хрупкой и ранимой природе Байкальского региона? Срезку грунта, уничтожение растительности, рытье траншей. Причем при преодолении рек и ручьев произойдут эрозия и русловые деформации. В условиях гор изменится рельеф. Помимо этого - перекрытие балок и ручьев; загрязнение строительной полосы отходами строительного производства - тросами, обрезками труб, полимерами; загрязнение атмосферы работающей техникой; беспокойство диких животных и домашнего скота. Естественно, предусмотрены различные меры для уменьшения такого воздействия. Например, строителей будут предупреждать, что браконьерничать нельзя. Цену словам мы знаем.
Участок трассы (124-255 км) проходит по Тункинскому национальному парку. Приходится вновь напоминать, что, в соответствии с Положением о Тункинском национальном парке, утвержденном на федеральном уровне, "Изъятие земель и других природных ресурсов Тункинского национального парка запрещается".
Более того: "На территории Тункинского национального парка запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: ...строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка и жизнедеятельностью населения, живущего на территории парка".
Трасса нефтепровода с двумя нефтеперекачивающими станциями "вспарывает" зону заповедного режима, эталонный участок парка, находящийся в междуречье Зун-Мурина, Хонгорула и Тумусуна. Ведь нефтепровод - вовсе не линейное сооружение. Диаметр санитарно-защитных зон двух нефтеперекачивающих станций, строительство которых запланировано здесь, определен в 2,2 км! Добавьте к этому высокогорье и скорость горных рек и вы получите запланированную катастрофу! Насколько токсична нефть, вряд ли стоит напоминать.
А ведь в эталонном участке запрещена "... всякая деятельность, кроме ограниченных научных исследований при условии сохранения существующих природных комплексов. Доступ на территорию - только с письменного разрешения администрации парка". Если здесь пройдет трасса нефтепровода, окажется уничтожен воспроизводственный участок горно-таежной фауны (хамар-дабанская раса соболя, благородный олень, северный олень, кабарга). А самое главное – теряется смысл существования самого Тункинского национального парка. Национальный парк без зоны заповедного режима не может существовать.
Так скажите прямо, что Тункинский национальный парк надо ликвидировать, чтобы вывозить газ и нефть на Восток, чтобы набивать свои карманы! Не для этого ли новая власть ликвидировала Госкомэкологию и Федеральную службу леса, чтобы никто не мешал вывезти из страны то, что еще осталось?
Но и это не все. Значительная часть трассы проходит по границе Тункинского национального парка и Снежинского заказника. Это водораздел, с которого берут начало реки, менее чем через 100 км впадающие в Байкал. При спуске в долину Джиды трасса проходит по современному вулканическому рельефу, который мог бы стать туристической "Меккой".
Восточный вариант "взламывает" еще несколько особо охраняемых природных территорий. 18 км трассы пересекает Боргойский заказник - место массового отдыха перелетных птиц со всей Северной Азии. Затем трасса проходит по границе Алтачейского федерального заказника. А 29 км трассы проходит по длинной оси Тугнуйского заказника, фактически его уничтожая, включая природно-исторический памятник Баин-Хара (разновременные погребения и пещеры с петроглифами). Даже если эти заказники будут обойдены, они попадут под влияние строительства и эксплуатации "черного потока".
А еще переходы через Селенгу, Джиду, Чикой и Хилок, неизбежное за-грязнение и замутнение воды, ущерб ихтиофауне. Вот так Россия выполняет свое обещание снизить загрязнение главной водной артерии Байкала - Селенги.
Непонятно только, зачем эта головная боль Бурятии? Что она получит, кроме проблем? Серьезных отчислений, как и создания большого количества рабочих мест, ожидать не приходится. По аналогии с другими трубопроводами как строители, так и эксплуатационники будут приезжать работать вахтовым методом. В Бурятии специалистов подобной квалификации просто нет. Да и сырая нефть в Бурятии не применяется.